Чернышевская № 45, дом Софьи Мигриной
© Андрей Парамонов (Харьков)
Часто приходится слышать или читать, что дом построен по проекту неизвестного архитектора. Действительно, порой достаточно сложно установить человека, который является автором здания, особенно если это малоизвестный инженер, а если это вовсе студент? Совершенно неизвестны причины, по которым обеспеченные жители Харькова обращались не к авторитетным архитекторам, а делали заказы такого рода исполнителям. Вот, например, жена статского советника Софья Генриховна Мигрина, владеющая несколькими дворовыми местами в городе и земельными участками в пригороде. Одно из дворовых мест, принадлежавшее ей с 1885 года, располагалось по недавно проложенной улице Ново-Чернышевской, которую позднее объединили с Чернышевской.
В 1888 году она приглашает студента Харьковского технологического института Викентия Стебельского подготовить для неё проект двухэтажного каменного дома (сегодня этот дом сохранился на улице Чернышевской, 45). Странный выбор, на мой взгляд! Тем не менее, дом уцелел, пора бы узнать, кто же и откуда наш автор проекта.
Антон-Викентий Стебельский родился 6 января 1868 года в городе Лодзи Царства Польского в семье потомственного дворянина, кондуктора Варшавского округа путей сообщения. Там же, в Лодзи, он окончил Высшее ремесленное училище и в 1885 году поступил в ХТИ. Обучался два года на механическом отделении, в августе 1888 года сдав испытание по интегральному исчислению аналитической механики[1].
Только в 1891 году Стебельский получил диплом технолога с правом возведения фабричных и заводских зданий, а также жилых строений к ним. По окончании образования он отбыл в Лодзь и, по идее, должен был поступить на воинскую службу. Никаких родственных связей с Мигриной установить на сегодняшний день не удалось, тем не менее, очевидно, что именно Стебельский привлекался к постройке ряда зданий, принадлежавших этой семье по Ветеринарной улице, на Песках и поселке Мигриных.
Дом же по Чернышевской, 45 можно признать весьма странным: в нем имелось два входа в левой части здания[2]. Левая дверь вела на второй этаж, а правая на первый, разделяя таким образом дом на две равноценные квартиры. Кухня, ванная и ретирадное место пристроили отдельным крылом с западного фасада. В эту часть дома можно было попасть не только из квартиры, но и с черного хода, расположенного в этом же крыле.
Лестница на второй этаж представляла собой некий квадрат, встроенный внутри здания и ухудшивший планировку квартир. Несущая стена по центру основного здания делила квартиры на парадную часть с залой и гостиной, и домашнюю, со спальней, детской, кабинетом и столовой. Квартира на втором этаже имела ещё и балкон, который шел вдоль кабинета и столовой. Печное отопление, размещенное по углам, дополняли нарочно скошенные углы в комнатах, что делало их еще меньше, увеличивая площадь коридоров, и без того весьма больших. Не менее странным был и кирпичный декор фасада.
Все это привело к тому, что, видя плохую доходность, София Мигрина продала в конце XIX ст. этот дом Марии Константиновне Шабельской, а та, в свою очередь, жене врача Антонине Никитичне Маклецовой, которая и владела им до национализации в 1920 году.