Покровская церковь (А. Парамонов, А. Парийский)

© Андрей Парамонов, Александр Парийский

Ольшана бывшее сотенное местечко Харьковского казачьего полка лежат примерно в 29 км к северо-западу от г. Харькова. Как писал Филарет Гумилевский, «население Ольшаной началось не позже 1650 г. и в начале XVIII ст было так велико, что в 1724 г. существовало в Ольшаной 6 храмов: Рождества Богородицы, Покрова Богородицы, Воскресенский, Архангельский, Трехсвятительский и Николаевский. Главным храмом был храм Рождества Пресвятой Богородицы, называвшийся соборным. Каменный Рождественский храм встал на месте более раннего деревянного 1736 г. постройки, в 1764-1767 гг.

В настоящее время в Ольшанах сохранилась только деревянная Николаевская церковь 1753 г. постройки – одна из четырех древних деревянных храмов, чудом уцелевших в Харьковской области из более чем 200 памятников монументальной деревянной архитектуры, существовавших вначале XX ст. В 1913 г. к ней с юга, севера и запада пристроили три массивных кирпичных притвора и приземистую колокольню. Сохранился и снимок храма до перестройки, опубликованный С. А. Таранушенко вместе с обмерами[1].

Несохранившийся Рождественский храм в 1792 г. был переосвящен в Покровский, когда располагавшаяся по соседству церковь XVII ст. обветшала. Ктитором тогда был Иван Яковлевич Ковалевский.

По объемно-пространственной композиции он принадлежал к редкому типу построек – одноглавому трехчастному храму, состоящему в плане из 3-х восьмигранников. Из сохранившихся памятников Левобережья только колокольня Воскресенской церкви в Чернигове с теплым храмом, ранее располагавшимся в первом ярусе, близка ему как по типу, так и по дате постройки. Все постройки данного или близкого типа, большей частью относившейся к Слобожанской архитектурной школе[2] объединяло стремление зодчих максимально увеличить площадь традиционного трехчастного башенного храма, сохранив остроту его силуэта, мужественную суровость граненых объемов, идущую от древних ротонд, традиционную для украинских народных мастеров. Наружные размеры храма в плане были близки Николаевской церкви в Харькове, 25×28 м. Высота центрального верха без креста видимо соответствовала продольному размеру и составляла приблизительно 28 м. Его двухзаломное завершение было приземистым, как в небольших деревянных сельских церквях. Здание стояло на подклете – были ли в нем подвалы или склеп-крипта сведений не сохранилось. С севера и юга к основному объему примыкали глухие каменные притворы, видимо открывавшиеся в центральный объем широкими проемами, что делало Покровскую церковь в Ольшанах похожей по силуэту на кресчатый Воскресенский храм в Седневе 1690 г. постройки. Как и в Ольшанах завершение его верха двухъярусное, но без заломов. В 60-е гг. XVIII ст. первоначальное барочное завершение Седневского храма – грушевидный купол с фонарем и главкой с перехватом, восстановленный при последней реставрации, видимо, – уже было переделано. Сближают обе постройки и декор наличников верхних ярусов завершения, практически идентичный в обоих памятниках. В конце XIX ст. стены завершения Ольшанской церкви были обшиты железными листами и элементы декора, углубленные в плоскость стен были утрачены – их нет на сохранившихся изображениях Покровского храма. Однако подробное описание неутомимого исследователя церковных древностей протоиерея Н. Фомина позволяет выполнить их уверенную реконструкции.

Как отмечали исследователи еще сто лет назад, декор постройки был близок русским храмам конца XVII ст. Присмотревшись внимательней нетрудно назвать и образец – Воскресенскую церковь в Сумах (для элементов декора нижнего яруса). Размещение кирпичной декорации на фасаде тонко продумано зодчим – многочисленные полуколонки граненных углов и наличников имеют один «калибр» и раскрепованы в венчающем карнизе, они как бы «подтягивают» вверх кряжистый объем храма, подчеркивая его башенность. Наличники окон, высота которых относится к ширине как 3:1, украшены внизу висячими подвесками-серьгами и в первом ярусе размещены вертикальным блоком. Трехъярусный центральный объем казался четырехъярусным – на высоте примерно 5,3 м стены первого яруса имели уступ никак не отраженный в интерьере[3]. Вертикальная ось на боковых фасадах дополнительно акцептировалась по контрасту низкими объемами притворов и ступенчатым расположением окон по их сторонам. Центральные плоскости северной и южной стен от земли до последнего яруса были связаны единым декоративным мотивам – шестиугольным проемом, обрамленным одинаковым наличником с полуколонками, и расположенными по сторонам прямоугольными нишами-кессонами. Появившись впервые в Изюмском соборе, эта деталь стала отличительной чертой Слобожанских храмов – в последний раз мы встретим ее в Рождественской церкви Острогожска, 1783 г., одном из последних памятников региональной школы.

Вместе с заложенным в один год с ним Николаевским храмом в Харькове, Покровский храм в Ольшанах стали последними памятниками на Слобожанщине, в которых «Нарышкинский» кирпичный декор петровского времени применен в полном объеме. Дата его постройки свидетельствует о жизненной силе региональных архитектурных традиций, успешно сопротивлявшихся барочным веянием Елизаветинской поры идущим из северных столиц до начала 70-х гг. XVIII ст.

Церковь существовала до начала 30-х годов. В 30-х годах ее начали разбирать на кирпич. Во время немецкой оккупации в 1942 г. церковь была полностью разрушена и из остатков замощена дорога на Богодухов. В послевоенное время и до сегодняшнего дня на месте Ольшанской Покровской церкви – ресторан, а на месте церковной часовни с 2005 г. – автозаправка.


[1] С. А. Таранушенко, указ. соч. Стр. 143.

[2] Покровская церковь в Сумах, Преображенский собор Змиевского казачьего монастыря и др.

[3] Возможно, плоскости стен в интерьере имели небольшой наклон во внутрь, как в первых храмах Харьковщины рубежа XVII и XVIII ст.