Поныне еще видны остатки находившейся здесь крепости. Вышина вала, окружавшего цитадель, ныне простирается до 3 саж. Цитадель занимала возвышенное место в Ольшаной, длина ее от востока к западу 180 саж. Четыре выхода из нее защищались столькими же башнями с пушками или по-тогдашнему мищирями; по валу расставлены были кошели из лозы, насыпанные землей, из-за которых стреляли в неприятеля, а кроме того, по валу разбросаны были железные рогатки. Восточная сторона особенно была укреплена, здесь и доселе остались две высокие насыпи, на которых стояли башни. На площади бывшей крепости стоит ныне Покровский храм, а некоторая часть ее застроена домами. Население Ольшаной началось не позже 1650 г., и в начале XVIII ст. было так велико, что в 1724 г. видим в Ольшаной 6 храмов: Рождества Богородицы, Покрова Богородицы, Воскресенский, Архангельский, Трехсвятительский и Николаевский. В царской вводной грамоте 1705 г. мая 29 дня: «Бил челом В. Г. Харьковскаго полку города Ольшанки Сотник Василий Семенов Ковалевский: в прошлых годех, тому лет с 50 (след. ок. 1655 г.) отец его Семен пришел, в тот город Ольшанку на житье и по своему черкасскому обыкновению занял леснаго угодья и сенных покосов от устья речки Песочина вверх по реке Ольшаной по обе стороны, да с верховья р. Репки вниз до устья по обеж стороны, да за лесом по обе стороны большаго Золочевскаго шляху пахатная земля; да в тех же урочищах к тому отцовскому заимочному лесу и пахатной земле купил он Василий леснаго угодья и выменил пахатной земли с сенными покосы у Ольшанских жителей» и пр. Межа идет «от Топчиева баяраку на Курган, на котором стоял столб Богодуховской».Здесь был свой сотник и всегда из фамилии Ковалевских, которым предание приписывает и население Ольшаной. Так как все названия местностей Ольшаной те же, что встречаются в Ольшанке Богуславской нынешней Киевской губернии, то более чем вероятно, что первыми поселенцами Ольшаной, образовавшими городок Ольшаной, были выходцы из Богуславской Ольшанки. Заметим, что в 1659 г. у Юрия Хмельницкого главным распорядителем дел был П. Ковалевский; он-то склонил Юрия и казаков оставаться верными царю. Виговский домогался лишить его жизни, но не успел. Памятн. Киев. комм. Т. 3. С. 304, 430.
Главным храмом городка Ольшаного был храм Рождества Пресвятой Богородицы, называвшийся соборным и только в 1815 г. переименованный в храм Покрова Богородицы. Существовавший невдали от Рождественского храма храм Покровский закрыт был в 1792 г., святыня же его перенесена в Рождественский храм, и прихожане причислены к тому же храму.
Первый соборный храм в Ольшанской крепости основан, без сомнения, в одно время с крепостью. В 1744 г. гг. Ковалевские писали, что священник их «Кондратий Захарьев Беевский посвящен к их соборной церкви Митрополитом Аврамием и служил при оной церкви уже лет с 50». К сему прошению подписались, кроме обозного Ивана и сотников Павла, Никиты и Ивана Ковалевских, Ковалевские подпрапорные Осип и Степан и еще подпрапорный Василий Смородский. Следовательно, соборный храм, которому служил Беевский, в 1686 г. уже существовал. По указу 1736 г. известно, что в 1725 г. храм Рождества Богородицы сгорел, священник Кондратий Захарьевич и гг. Ковалевские: Харьковского полка есаул Иван, сотники: Ольшанский Федор, золочевский Павел и пересечанский Никита получили тогда же по просьбе своей благословение архипастырское построить новый храм, и храм, по-прежнему деревянный, со всей утварью, освящен в 1736 г.
По переписи 1724 г. в городке Ольшаном при церкви Рожд. Богород. – 109 приходских дворов и первый прихожанин сотник Иван Ковалевский, священник Иоанн; при Михайловской – 101 двор и в главе «двор пана обознаго Василия Ковалевскаго», священ. Кодрат; при Воскресенской – 97 дворов, поп Потап; при Трехсвятительской — 101 двор, поп Ефрем; при Николаевской – 101 двор, в том числе сельцо Вязовое и сельцо Ярошевка, поп Григорий; при Покровской – 98 дворов, в том числе Гуковка, поп Петр. Всего 607 дворов. По переписи 1732 г. Ярошевка с 119 душами муж. обозного Василия Ковалевского.
В исповедной книге 1734 г. соборной ольшанской церкви написаны: «№ 1 Эсаул полковой Иван Ковалевский, жена Наталия, дочери три — Ульяна, Анна, Евдокия; челядников два —Иван и Степан. № 2. Сотник Федор Ковалевский, жена 3иновия, сынов три — Степан, Иван, Яков, дочерь Анна». Иван и Федор были, как сказано, строителями собор. дерев. храмов. Вот любопытный универсал о двух Ковалевских! «Велик. Государя нашего, Его Царскаго Пресветлаго Величества, полковник Харьковский Григорий Квитка Афанасьев. Всем старшинам полку моего паном сотником, атаманом и всему старшому и меньшому, а особливо сотне Ольшанской товарству сим ознаймуем, иж спевнаго и слушнаго респекту нашего уваживши многие во многих и вольных походах военных по указу Царскаго Величества прислуги отца пана обознаго полку нашего» (т. е. П. Васи-лия), «а до того видючи и — самого его пана Якова как во всяких случаях и потребах воинских справнаго и способнаго, так и до уряду угоднаго и разумнаго, вручаем ему уряд сотничества в гор. Ольшаной, котораго все обще товариство тамошнее и посполитый народ, по вычитании сего нашего наказу принявши себе за старшаго, всякое ему належитое, как старшему своему, мають отдавати послушенство и учтивость, также и он новозбранный П. Сотник повинен будет у товариства, како старший, добраго чтити, а противнаго и ослушнаго карати. Особливо упоминаем, абы он сотник всякие токмо до уряду своего и как судити справа, знал, а до креминальных касаться не важился, но до суду полковаго в Харьковскую отсылал бы ратушу… Дан в Харькове Ноеврия дня 1718 року».
Ныне существующий каменный храм освящен в честь Рождества Богородицы в 1797 г. Строителем его был Иван Яковлевич Ковалевский. Храм сей переименован в Покровский в 1815 г. В сем храме имеется напрестольный крест с частью животворящего древа креста Господня, принесенного из Иерусалима благочестивым странником, прихожанином сей церкви Иоанном Крупой, который во второй раз возвратился из Иерусалима в 1836 году. Стоят внимания: а) плащаница, купленная женой строителя колокольни Трофима Деменка, Агафьею Евстратьевою; она заплачена в 1797 г. 1030 р. ассигнациями; б) книги: Евангелие м. [п.] 1677 г., страстное Евангелие м. [п.] 1745 г.
Об Архангельском храме на месте не знают даже и того, где находился он. Так давно скрылись следы его. По всей вероятности, он был придельным соборного храма и сгорел в 1725 г., а нового уже не строили тогда, как строили соборный в 1736 г. После 1735 г. в Ольшаной уже не видно Архангельского прихода. По переписи 1724 г. в Архангельском приходе видим священника Захарию, а по отзыву прихожан свящ. Захария был посвящен к соб. церкви и служил той же церкви 50 лет. След., Архангельский престол стоял в соборном храме. Надпись на ркп. Евангелии: «1709 г. марта 17 в городе Ольшане староста поповский архангельский поп Андрей Филипов сию книгу до церкви трех Святителей на престол дал, в память».
Воскресенский деревянный храм, предшествовавший каменному, построен в 1722 г. Но едва ли это был первый храм. Строители каменного храма и такой же колокольни с оградой, освященного в 1797 г., были майор Максим Иванович Ковалевский и протоиерей Иоанн Седаковский. Первым пожертвован серебряный потир с прибором (в 1807 г.) в 262 р. серебром. Между книгами имеются: праздничная Минея в 8 д. м. [п.] 1701 г., Минея с праздниками русским святым м. [п.] 1710 г., Служебник м. [п.] 1717 г., Октоих м. [п.] 1727 г., Акафисты к. [п.] 1735 г.
Архипастырской грамотой 16 мая 1745 г. преподано благословение строить в городке Ольшаном новый храм во имя трех Святителей. И здесь же сказано, что прежний Трехсвятительский храм сгорел в 1743 г., причем, однако ж, иконостас и утварь его были спасены. В переписи 1724 г. Трехсвятительский храм показан приходским, и к нему причислен 101 двор; приходским оказывается он и в последующие годы. Но когда указом 1774 г. запрещено было погребать умерших при храмах приходских, Трехсвятительский храм избран был в кладбищный для всех ольшанцев. Впрочем, это назначение продолжалось недолго.
В 1812 г. построен на место деревянного каменный приходский храм, о построении которого заботился приходский священник Иоанн Крамарев. Тем же священником пожертвован серебряный потир с прибором в 2 фунта.
Древние книги: Октоих в 2 частях к. [п.] 1627 г., Требник к. [п.] 1681 г., Апостол к. [п.] 1722 г., Устав м. [п.] 1747 г.
По делу 1741 г. видно, что древний Николаевский храм был с приделом положения ризы Богородичной и что при нем были два священника: Даниил Иванов Склобинский и Григорий Алексеев, а после них сыновья Даниила: Григорий с 1741 г. и Антоний с 1740 г. По преданию, священник Склобинский привел с собой из-за Днепра прихожан.
Местные четыре иконы сего храма заслуживают особенного внимания; они написаны в греческом вкусе и, несмотря на давность, нисколько не потеряли своей живости. Напрестольный крест искусной рукой вырезан из кипариса и оправлен серебром, с надписью: «Дарова иеромонах Фотий 1708 г.».
Древние книги: Служебник при архимандрите Иосифе Тризне к. [п.] 1653 г., Евангелие м. [п.] 1663 г., другое м. п. 1730 г.
Из служителей храмов ольшанских протоиерей Стефан Григорьевич Зашаловский пользовался в свое время большой известностью. Той же соборной церкви Рождества Богородицы священник Иоанн Федорович Захарьев известен усердием к Куряжской обители Протоиерей Василий Белобранский, скончавшийся 1778 г., священствовал более 30 лет. Андрей Чернявский, поступивший священником в 1801 г., оставил по себе благодарную память неутомимым усердием к долгу наставника, любовью к бедным и страждущим, он и скончался в трудах по долгу своему, во время посещения страдавших от холеры в 1832 г. Из прихожан ольшанских отличалась набожностью и умом фамилия гг. Ковалевских. Они были, как уже видели, строителями ольшанских храмов.
К ольшанской Покровской церкви приписан ныне храм Троицкий с. Протопоповки, где значится прихожан в 1810 г. 379 душ муж., 389 жен., в 1830 г. – 345 муж., 378 жен., в 1850 г. – 225 муж., 245 жен. душ. Без сомнения, и первые поселенцы Двуречного Кута, столько близкого к Ольшаной, были прихожанами одного из ольшанских храмов. Отдельный храм Рождества Богородицы является в Куте при полковнике Федоре Шидловском около 1690 г.
Метрики и исповедные росписи Ольшанских приходов начинаются: Архангельского и Воскресенского – с 1722 г., Покровского и Николаевского – с 1726 г., Богородицкого – с 1730 г.
По бумагам не видно, чтобы Ольшаная много терпела от татар. Раз видим в Чугуевской переписке, что массы татар прошли мимо Ольшаной Муравским шляхом. Это было в 1680 г. Недальнее расстояние этой дороги кровей от Ольшаной, конечно, часто тревожило ольшанцев при известиях о приближении татар к России. В Чугуевской переписке находим известие, что в 1681 г. ольшанские черкасы были в волнении, и некоторые из них даже удалились за Днепр. Ольшанский приказный Ададуров, донося об этом генералу Косогову, не показывает причины, от чего ольшанцы так встревожились. «С Ольшанаго, пишет Потап Одадуров, многие люди; казаки и подле их мещане пошли в малороссийские городы к Днепру и иные многие хотят итти. И я, не отписався к вам, без Государева указа, застав поставить, чтобы их не пропускать, не смею. А они черкасы, приходя в Ольшаное, на обороне втой жгут дворы и хаты свои. И о том о всем учинено по Государеву указу». Отписка от 20 февраля 1681 г. По выписке из межевой книги, данной 19 нояб-ря 1681 г., видно, что в это время ольшанскими сотниками были Тимофей Мосцевой и Семен Ковалевский. Воевода Одадуров по указу государя утверждает выпискою покупки участков земли Мосцевым, и, между прочим, следующую: «В прошлом 159 (1651) г. мая 11 д. купил он Тимофей у казачки у Фенны Юшихи (у Федосьи Юрьевой) Данчихи половину хутора стоячего на Липниковой долине и сенные покосы, дал ей 4 р.»; за подписью Одадурова следует: «Року Божаго 700 Февр. 1 д. я стольник и полковник Федор Владимирович выдал сию, выпись Ольшанскому сотнику Василью Ковалевскому и ему Василью Ковалевскому теми Мосцеевскими млинами и сенными и всякими угодьи владеть» и пр.
Но по царской грамоте, которую мы предложим ниже, видно, что причиной беспокойства были: а) несправедливости со стороны местного русского начальства, б) обольстительные внушения со стороны заднепровского гетмана, поставленного Польшей. По соображению обстоятельств тогдашней Слободской Украйны можем положить, что тяжелые работы по построению Перекопского вала и крепостей Донецких при беспокойствах от татар также тревожили черкасов.
Царская грамота от 25 апреля 1682 г., не вполне сохранившаяся для нас, говорит: «Жили бы в городех и слободах на прежних своих поселениях не опасаясь ничего, и будучи в тех местах в нынешнее мирное время, строились и всякими заводы заводились и полнились без всякия боязни и ожидали себе нашего Государскаго милостиваго призрения, а ни на какия прелесныя письма и посылки ныне и впредь не склонялись и в заднепрския разоренныя места из нынешних своих поселений не ходили.— А которые казаки, бездомовные люди, живут у старых домовних казаков в захребетники для работы: и они бы полковник и приказные люди тем казакам по томуж заказ учинили крепкой и приказывали с великим подтверждением, чтоб они у тех домовных козаков жили по прежнему; а они бы домовные казаки тех своих захребетников и наймитов в заднепровския места отнюдь не пускали.— Будеже которые из них покинуть домы свои и, из тех городов пойдут в заднепрския места, или захребетников своих в те места отпустят и в дороге, где будут пойманы, из них на то дело пущим заводчикам быть в жестоком наказании, а пожитки их и всякие заводы взяты у них будут безповоротно и проданы в раздачу нашим Государевым ратным людям тем, которые их изымают.— И ониб о том нам В. Г. указ ведали и в домех своих на прежних своих поселениях жили по прежнему, а таковаго разоренья самим себе не чинили. А будет, из которых новопостроенных городов и слобод таких беглецов пойдут которыми местами тайно и до малороссийских городов, и изымать их будет вскоре не мочно: и тыб о том писал к боярину нашему ко кн. Петру Хованскому наскоро, именно на который места бежали такие беглецы, а Харьков. полка по новопостроенной черте во всех местах и заставам для пойма тех беглецов и которые обявятся в пойме, об отсылке к полковнику Григорию Донцу за то для наказания, по прежнему нашему В. Г. указу, каков к тебе послан Июня 28 числа прошлаго 189 (1681) г. Да Харьковскаго полку в городы к приказным людем писал бы с великим подкреплением и с большим страхом жестокаго наказанья, чтобы они тех городов Черкасам и мещанам никаких обид и налог и убытков не чинили отнюдь никоторыми делы, чтоб от того Черкасы и поселяны в заднепрския места не ходили. А буде они воеводы и приказные люди Черкасом учинять какия обиды и тесноту и от того из которых городов Черкасы найдут в заднепровския места за их воевод и приказных людей оплошностию и небреженьем,— и от нас Вел. Государя за то тем приказным людям быть в смертной казни и женам и детям в вечном разореньи безо всякия пощады.— А что у тебя по сему нашему вел. Государя указу ныне и впредь учинится, и том о всем к нам В. Г. писал бы с нарочными посыльщики наскоро, а отписки велел бы подать в Розряд боярину нашему и воеводе кн. Михаилу Юрьевичу Долгорукому с товарищи, а однолично б тебе о том о всем учинить
с большим оберегательством, чтоб Харьковскаго полку прежних жителей из за Днепра приходов от такия прелесныя шатосины укрепить и из стражных их поселений в Заднепровския места не пропустить, а к полковнику Григорию Донцу указ о том послан. Писан на Москве
л. 7190 (1682) Апреля в 26 день».
Официальное дело о грабежах запорожцев говорит, что в мае 1715 г. «городка Ольшанаго у полковаго Харьковскаго полку обознаго Василия Ковалевскаго в хуторе его воры запорожцы, увели 24 лошади, из которых каждая, оценена была в 29 р. У Василия Резника угнали лошадь в 15 р. Ольшанскаго жителя жену Катерину, в пасеце ее мучили и пекли огнем».
Мы уже видели, что Ольшаный городок не раз страдал от пожара. В 1823 г. истреблено огнем более ста лучших дворов, в 1848 г. новый пожар обратил в пепел до 60 дворов, и многие из хозяев стали бедняками. Холера в Ольшаном открывалась в следующем виде: в 1830 и 1848 гг. в Покровском приходе умерло от нее до 100 человек; в Воскресенском – до 62 человек; в Трехсвятительском – 75, в Николаевском – 13.