Матеріали до історії села Борове (Д. П. Міллер)
Замечая похвальные дела давних жителей Боровой по долгу правды должны сказать и то, что в старое время Боровое пользовалось и не доброй славою. Так полковник Константин Григорьевич Донец в 1685 году в своей челобитной царям писал: села Борового жители, дети боярские Сенька Халин за многое воровство приговорен был в Чугуеве к смертной казни и в тюрьме умер, а товарищи его Сенька Рагулин да Гришка Шагулин от много воровства с женами и детьми с того села сбежали, а Ивашка Бочаров пойман и по сговору того Сенька Халина пытан, в пытке винился во многом воровстве и посажен в Змиеве в тюрьму. Точно также в грамоте 1691 года видим ещё трех того же разряда людей в Боровом.
Ныне приход Боровской пользуется печальною известностью другого рода. Здесь среди чад православия живут в значительном числе раскольники.
Старожилы Борового говорят, что в прежнее время ни их памяти. В Боровском раскольников было мало, а при отцах их ещё меньше. И это оправдывается церковными документами. По исповедным росписям за 1777 год показано в Боровом только 5 душ раскольников, в 1781 году их было 12 человек. Распространителями раскола в Боровом были чугуевские расколоучители, беглые бродяги. Под их руководством образовался Боровской однодворец Василий Белгородцев в молодых летах свинопас и музыкант, но с бойкими способностями. Чугуевские сеятели раскола, заметив его дарования, взяли его к себе в город, обучили грамоте и всем приемам ловкого сеятеля лжи. Возвратясь в Боровое, он принял на себя роль наставника, собирал в клетях по садам простодушных и внушал им под видом благочестия вражду к св. церкви Христовой. Сперва слушатели его уклонялись от исповеди и св. причастия под видом немощей[1], а потом уже стали открытыми хулителями таинств св. церкви. По исповедным росписям в 1781 году из числа 800 Боровских прихожан показано не бывших у исповеди и св. причастия м. п. 12 душ а женска 10; прочие же все даже дети записанных раскольников, исполняли христианский долг исповеди и св. причастия; последнее без сомнения зависело от того, что не хотелось умножать сумму двойного оклада, наложенного на раскольников. Сидор Коренев умерший в 1849 году наставник раскола. В дружеской беседе сознался, что он будучи 13 лет был на исповеди у священника и тот хвалил его за знание молитв; все дети его, а их у него 12 человек крещены были православным священником. Но однако был в последствии самым упорным распространителем раскола, за что подвергся суду.
Указ от 12 ноября 1782 года освободил раскольников от двойного оклада. И по исповедным росписям за 1783 год показано раскольников уже 19 д. м. 18 ж. С этого времени раскольники стали наглее: они перекрещивали детей крещеных в православной церкви, а на повенчавшихся в св. церкви возлагали епитимию – чтение покаянного канона в течение 40 дней. В 1800 году было здесь раскольников 22 д. м. 36 ж.; в 1819 году 63 м. 30 ж.; в 1826 году 118 человек, в 18130 году 260, в 1835 году 350, в 1840 году 380 и в 18845 году 444 человека. С 1846 года усердный священник возвратил 53 человека.
Из числа православных прихожан достоин благодарной памяти некто из свободных поселян, высланных за округ из Чугуева и поселившийся в Боровом Никита Иванович Степанов, калека, но грамотный и стойкий в православии. Во время своего жительства в селе он служил оплотом для православных, и когда нерадивые священники спали и доставляли возможность фанатикам раскола безнаказанно похищать церкви чад её он боролся с ними и многих сберег во дворе православия.
[1] В метрической книге за 1776 год записано пол 11 числом ноября умре Тимофей Васильев сын Коренев, который состоял в потайном расколе и не исповедан и св. тайн не сообщен за противностью и погребен по их суеверию домашними.