Фотографы губернии

Иваницкий Алексей Михайлович

(1854 – 1920)

Харьковский фотограф-художник конца XIX– начала XX вв.

Род Иваницких вышел из западных земель Украины. Эта фамилия упомянута в «Реестрі усього війська запорізського після Зборівського договору з королем польским Яном-Казиміром складеним 1649 року, жовтня 16 дня» среди казаков Гавриленковой сотни Корсунского полка.[1] В «Малороссийском Гербовнике» в разделе Польских гербов приведен герб Иваницких-Василенок: «Щит: в красном поле шестиконечный крест, водруженный на солнце. Нашлемник: три страусовых пера между двух мечей» (Пелня или Иваницки). Потомство Федора Иваницкого-Василенка, войскового товарища (XVII в.).[2]

Первое упоминание фамилии Иваницких в Харькове содержится в описи дворянских документов за 1866 г. «О внесении сына умершего майора Михаила Николаева Иваницкого Алексея в 3-ю часть родословной дворянской книги».

Родился А.М. Иваницкий в обедневшей семье потомственного дворянина, отставного майора М.Н. Иваницкого в 1855 г. Родители умерли рано, оставив сына на попечении старшей сестры Ангелины, муж которой, горький пьяница, совершенно не заботился о семье, и ей приходилось зарабатывать на хлеб насущный, обшивая зажиточных соседей. Ангелина, по достижении Алексеем нужного возраста, определила его во 2-ю харьковскую гимназию. Одним из его одноклассников был Сергей Васильковский, с которым они дружили всю последующую жизнь. В силу чрезвычайно стесненных материальных обстоятельств А.М. Иваницкий гимназический курс не окончил, оставив гимназию после 4-го класса, что не помешало ему впоследствии стать высоко образованным, эрудированным человеком. Ему рано пришлось заботиться о своем пропитании, так как семья сестры Ангелины жила более чем скромно.

Чувствуя с ранних лет влечение к фотографии, он поступает учеником к известному в то время фотографу Ю. Глентцтнеру, державшему фотоателье в Харькове и Белгороде. Талантливый ученик быстро преуспел в мастерстве и в 1882 г. выкупил харьковское и белгородское заведения[3], располагавшееся в Екатеринославской улице № 22. После пожара в доме фотоателье и квартира Иваницких обосновались с весны 1899 г. в доме Шахова по Московской улице,  № 3.[4]

            Мастерство А.М. Иваницкого росло, его работы отмечались многими дипломами и медалями, в том числе малой золотой медалью на фотографической выставке в Харькове 1888 г.,[5] серебряной медалью Императорского русского технического Общества за диапозитивы в 1891 году,[6] серебряной медалью фотовыставки в Санкт-Петербурге 1895 г., на Московской фотовыставке 1896 г. награждён серебряной медалью.[7] Императорскими наградами «За трудолюбие и искусство» – дважды.

Большую известность получил цикл работ – «Крушение Царского поезда у станции Борки под Харьковом в 1888 году». За эту работу Император пожаловал Алексею Михайловичу «драгоценный золотой перстень с сапфиром, окруженным крупными бриллиантами» и, по сведениям предоставленным Змиевским краеведческим музеем (директор М.И. Саяный), подарил участок земли на высоком правом берегу Северского Донца у села Гайдары, Змиевского уезда, где в начале XX века был построен дом с мезонином. Впоследствии здесь на «Даче Иваницкого» побывало много знаменитостей: Ф.И. Шаляпин, С.И. Васильковский, Н.С. Самокиш, З.Е. Серебрякова и многие другие.

Уже первые фотографии с места крушения поезда принесли ему не только известность но и неплохой заработок: «Иваницкий. Фотоснимки с места крушения поезда под ст. Борки. Всего 10 снимков: большой формат(24х 30 см.) по цене 3 р., малый формат (13 х 18 см.) – по цене 1 р. большой общий альбом- 30 р. Малый общий альбом- 10 р.».[8]

            В дальнейшем А.М. Иваницкий регулярно участвует во всех мероприятиях, которые проходят на месте крушения Царского поезда. Об этих событиях достаточно привести несколько газетных публикаций. «Иваницкий в день освящения Спасового Скита сделал 3 прекрасных         фотоснимка: Общий вид места катастрофы и храма Спасового Скита. Вид храма во время освящения. Вид платформы. На днях эти снимки поступят в продажу».[9] «20 мая закладка храма в Спасовом Скиту в память чудесного избавления Их Величества от опасности в катастрофе 17 октября 1888. Фотографы Иваницкий и Федецкий произвели снимки торжества».[10] «20 мая во время закладки храма в Борках, Иваницким снято несколько снимков. 21 октября во время проезда Их Величества вместе с Августенейшей Семьёй и Датской Королевской Четы Иваницкий удостоил поднести через г. Начальника губернии эти снимки Датской Королевской Чете, которая соблаговолила их принять».[11] «Иваницкий за фотографии посещения Императором (11 мая 1893 г.) Спасового  Скита. Высочайшая награда- перстень с 2 бриллиантами».[12] «Наш известный фотограф А. М. Иваницкий отправил в Ливадию, для поднесения Его Императорского Величества Государя Императора, альбом с замечательно художественно исполненными платинотипиями различных моментов пребывания Царской семьи в Борках 20 августа сего года. На днях  министр Императорского Двора барон В. Б. Фредриксон препроводил к Харьковскому губернатору, для передачи Иваницкому, Высочайше пожалованный ему в награду, за сделанное поднесение драгоценный золотой перстень с великолепным сапфиром, окруженный крупными бриллиантами. Это уже вторая Высочайшая награда, полученная Иваницким в этом году».[13] «Харьковскому фотографу ИВАНИЦКОМУ поручено было в свое время             изготовление для Мин.Двора, а впоследствии и для следственного производства всех изображений. касающихся крушения Императорского поезда близ ст. Борки 17 окт.1888 г. Затем от особ Высочайше учрежденного Комитета по построению храма на Иваницкого возложено дело на фотографирование всех моментов разновременных посещений места спасения Царской Семьи Августейшими Особами, так и воздвигнутых там часовни и др. зданий. Общий вид молитвенных памятников и разросшегося парка. Но фотографии Иваницкого, прямо художественное произведение, и он послужил сигналом для многочисленных издаваемых для народа картин, изображающих разные виды Спасового Скита, места замечательного события.           Затем, все поднесенные в разное время Высочайшим Особам альбомы составлены , главным образом из работ Иваницкого. В настоящее время этому фотографу заказана Управляющим делами Инвалидного комитета Императора Александра III, каковому причислены к 1900 г. храм и часовня, новая серия изображений, как освященных 14 июня 1894 г. молитвенных памятников, так и построенных ныне Министерством Путей Сообщений новых зданий: 4 инвалидных дома, дом причта, школы-библиотеки и т.д. Все эти фотографии, по изготовлению будут выставлены в фотографии Иваницкого».[14]

Следует отметить, что в дальнейшем его работы всегда отличались качеством исполнения и продуманностью композиции. Иваницкий увлекался созданием портретных фотографий большого формата, которые расписывал маслом. А.М. Иваницкий одним из первых в украинской фотографии применил методы фотомонтажа и фото коллажа. Эти методы в полной мере были использованы при изготовлении им фотографических альбомов, посвященных 100-летию Харьковского университета (1905 г.) и выпускам студентов медицинского факультета Харьковского университета (1910, 1911 гг.).

            В 1889 г. фотограф подарил Русскому музею Александра III в Санкт-Петербурге фотоальбом с десятью снимками крушения Царского поезда и освящения Храма Христа Спасителя. Собственно альбом был им заказан в Венской «артистической» мастерской с крышками из «оксидированного серебра» с гравировками, отображающими эпизоды трагедии. «Благодарность фотографу Иваницкому А.М. от управляющего Русским музеем Великим Князем Георгием Михайловичем за пожертвование альбома фотографий. с видами храма и часовни на месте событий 17 окт. и с фотоснимками освящения их 14 июля 1894 г и разновременных посещений места крушения поезда Высочайшими Особами. для отдела музея. посвященного памяти Императора Александра Александровича Поднесенный начальником губернии гофмейстером Г.А. Тобизеном Их Величествам альбом состоял из 16 фотографий и платинопий, исполненный местными художниками-фотографами Иваницким и Федецким, причем первому принадлежит 11 картонов. Самая папка из темно-зеленной красивого оттенка кожи. с белой муаровой подкладкой. изготовлена в Харьковской мастерской Дарре».[15] К сожалению альбом не сохранился.

            В 1884 г. трио энтузиастов: историк – этнограф Д.И. Яворницкий, художник С.И. Васильковский и фотограф А.М. Иваницкий совершили поездку «по запорожским пепелищам», об этом сообщали Харьковские губернские ведомости: «Иваницкий- снимки с бывших владений запорожских казаков (Днепра и бывших запорожских сечей. Поездка вместе с худ. С.И.Васильковским и др.».[16]   

            А.М. Иваницкий старался искать новые фотографические виды, которые могли бы заинтересовать публику и естественно в рекламных целях своего заведения. В 1887 г. делает более 200 фотографий на Всероссийской сельскохозяйственной выставке.[17] В 1896 г. он снимал летательные снаряды доктора К.Я. Данилевского: «Местным фотографом Иваницким в настоящее время выставлена в витринах его фотографии целая серия фотографических снимков, произведенных им во время производства опытов с летательным снарядом доктора Данилевского. Снимки произведены во время подъема летательного снаряда, во время его спуска и наконец в тот момент, когда привязь шара оборвалась и смелый аэронавт- мальчик, поднявшись на большую высоту, с распластанными в воздухе крыльями снаряда, понесся к предместью Ивановка».[18] Его фотографии в дальнейшем вошли в брошюру, изданную К.Я. Данилевским. А в Харьковских губернских ведомостях за 1903 г. читаем: «Интересный снимок. В настоящее время, в витрине фотографа Иваницкого (ул. Московская) выставлен фотографический снимок «за операцией», привлекающий массу любопытных. На снимке изображен доктор Гаврилко, производящий операцию в груди лежавшего на         столе мальчика, его ассистент, очевидно тоже доктор хлороформирует больного, старший врач Александровской город. больницы г.Кравцов в одной руке держит руку больного в другой часы, очевидно считает пульс; затем здесь же с перевязочным материалом в руках стоят несколько служанок. Все присутствующие облачены в белые халаты, и действие происходит при подобающей обстановки. Интересно знать, кого рекламирует фотограф этим снимком, к тому же довольно неудачным, свою ли фотографию, или лиц изображенных на ней».[19] Выставляет в витрине заведения изображения Государя императора: «Нам пришлось видеть фотографический снимок, сделанный местным фотографом ИВАНИЦКИМ, и представляющий собой один из моментов пребывания Их Величеств 14 июня н.г. в Спасовом скиту при освящении храма на месте крушения 17 октября. На фотографии зрителю представлено сл.: впереди Их Императорских Величеств Государя Императора под руку с Государыней Императрицей; вслед за ними идут Их Императорские Высочества Великий Князь Сергей Александрович и Великая Княгиня Ксения Александровна, а несколько в стороне - Их Императорские Высочества Великие Князья Александр Михайлович и Михаил Александрович. Государь Император, идя сбоку, дает объяснения начальнику губернии А.И. Петрову. Позади Высочайших Особ многолюдная группа дам в белых платьях и мужчин в блестящих мундирах. Все шествие направляется между двумя шеренгами войск с левой стороны и линией депутации с правой стороны. Картина сверху залита ярким солнечным светом, оттеняющим ее малейшие детали. Все лица вышли ясно и отчетливо, и вообще фотография вполне удалась Иваницкому».[20] В  1902 г. он выставил в витрине фотографии военных маневров под Курском: «Иваницкий А.М. получает Высочайший подарок за 2 альбома фотоснимков манёвров и парада в г. Курске, с участием Императора - золотые запонки с Имп. Короной, осыпанными бриллиантами и изумрудами в сафьяновом красном футляре, украшенные государственным гербом.[21]

            А.М. Иваницкий был известен также как автор и издатель почтовых открыток. Им были выпущены несколько серий, посвященные видам Белгорода, украинскому театру и русским актерам. В конце XIX – начале XX века фотограф с семьёй часто отдыхал в Мисхоре на даче Водовозовых «Нюра». Здесь в Крыму он знакомится и фотографирует А.П. Чехова, фотопортреты которого хранятся в Ялтинском доме-музее писателя, а также А.М. Горького.

А.М. Иваницкий числился в качестве фотокорреспондента редакции газеты «Южный Край», регулярно предоставлял для иллюстрированного приложения газеты свои фотоснимки видов Харькова, портреты харьковчан, различных событий. К 25-летию газеты выходил специальный выпуск, для которого А.М. Иваницкий подготовил фотографии сотрудников газеты, среди них также и свой портрет. 

А.М. Иваницкий состоял также членом Харьковского литературно-художественного кружка, в котором исполнял должность казначея.

К сожалению, архив Иваницкого до настоящего времени не найден. Не исключено, что он канул, в числе других, в архивах ГПУ (НКВД), т.к. при аресте младшего сына фотографа Александра Алексеевича в 1930 г. по обвинению в «экономическом вредительстве». При обыске нашей квартиры по пл. Руднева, 33, были изъяты: 4 коробки с диапозитивами и 2 папки переписки. Это и был архив Алексея Михайловича. Если какая-то часть архива осталась в квартире, то и она погибла при пожаре и разрушении дома во время боев за Харьков в 1943 г.

Алексей Михайлович трагически погиб в декабре 1920 г. Обстоятельства его смерти до недавнего времени оставались неизвестными. По одной семейной версии он был расстрелян какой-то бандой во время грабежа поезда при поездке в Крым за Анастасией Васильевной и Ниной. По другой – утоплен в Черном море чекистами. Документально подтверждено, что: «Алексей Михайлович Иваницкий, 1855 г.р., фотограф из Симферополя, дворянин, уроженец г. Харькова, расстрелян среди прочих по решению Чрезвычайной Тройки ударной группы управления особых отделов Юго-западного фронта от 7 декабря 1920 г.». В этом протоколе фамилия «Иваницкий» проходит под № 257. Однако анкета, которую должны были заполнять все лица, прибывшие в Крым после 1917 г., написана рукою А.М. Иваницкого и им подписанная, датирована 24-м декабря. Таким образом, дата его смерти остается неизвестной. В левом верхнем углу анкеты имеется размашистая резолюция одного из членов чрезвычайной Тройки Э. Удриса – «Дворянин. Бежал из Харькова. Расстрелять».

По сведениям, сообщенным Анной Абрамовной Галиченко, А.М. Иваницкий расстрелян по общему списку. Тела более 800 убиенных сброшены в накопительный колодец на даче ялтинского присяжного поверенного Алексея Федоровича Фролова-Багреева на 7-м км. Бахчисарайского шоссе, невдалеке от водопада Учан-Су. В книге киевского писателя Леонида Михайловича Абраменко «Последняя обитель. Крым, 1920–1921 годы» также приведена фамилия Алексея Михайловича Иваницкого в одном из списков расстрелянных в Ялте в декабре 1920 г.


[1] «Казаки»//К.- 1994 г. – 1-я часть. – С.191.

[2] В.К. Лукомский, В.Л. Модзалевский «Малороссийский Гербовник»//К. «Либідь» - 1993 г. - С.63.

[3] Фотография А.М. Иваницкого в Белгороде располагалась на Соборной улице в доме Чумичева.

[4] ХГВ, 8 апреля 1899 г.

[5] ХГВ, 9 декабря 1888 г.

[6] ХГВ, 8 мая 1891 г.

[7] ЮК, 8 апреля 1896 г.

[8] ХГВ, 6 ноября 1888 г.

[9] ХГВ, 23 августа 1889 г.

[10] ХГВ, 20 мая 1891 г.

[11] ХГВ, 4 ноября 1891 г.

[12] ХГВ, 11 августа 1893 г.

[13] ЮК, 21 сентября 1898 г.

[14] ХГВ, 26 апреля 1902 г.

[15] ХГВ, 23 августа 1898 г.

[16] ХГВ, 20 мая 1884 г.

[17] ХГВ, 27 октября 1887 г.

[18] ХГВ, 24 ноября 1896 г.

[19] ХГВ, 9 августа 1903 г.

[20] ХГВ, 30 июля 1894 г.

[21] ХГВ, 31 октября 1902 г.