1857 год. Из "Историко-статистического описания Харьковской епархии"
При указе 1704 года в Белгороде генералу князю Масальскому приложена «роспись Малиновским жителям Черкасам», а в самом указе прописана сказка Малиновцев, которая говорит: «село Малиновка построена тому лет 40 и больше, по отписке из Севска боярина и воеводы князя Григория Григорьевича Ромодановского; а то село построено за рекою, за Северным Донцом, на Нагайской стороне, на Малиновом колодезе, на броду, на Татарских перелазах, на Чугуевских угодьях». Указ предписывает оставить Малиновских Черкасов в ведении Изюмского Полковника и не касаться до них Чугуевскому начальству. Поэтому Черкасы поселились в Малиновке около 1660 года. По царской грамоте 1652 года «пришли на Чугуев на Государственное имя из Литовской стороны города Груна Черкасы» пять человек с семьями и просили дозволения, которое и получили, поселиться в Чугуеве. Царь велел отвесть им земли для дворов и дач. В том же году, как говорит грамота от октября 1652 года, пришли в Чугуев из Полтавы на вечное житьё Черкасы 3 человека «прудники» и получили дозволение «под городом против прежней мельницы, по другую сторону реки Донца, к прежней старой запруде устроить мельницу вновь», с тем, чтобы впредь та мельница была их собственностью. Те и другие Черкасы вошли потом в состав жителей Малиновки.
Таким образом, и первый храм Архангела Михаила в Малиновке построен около 1658 года.
В памяти старожилых сохранилось, что в древний храм Малиновский жителем слободы Малиновой, Василием Рудецким, своеручно и безмездно написан был иконостас. В нынешней церкви есть святая икона с изображением Святого Апостола Андрея, трёх Святителей и Святой Мученицы Татьяны. На средине сей иконы укреплён серебряный ковчежец, в коем хранятся части святых мощей: Святителя Христова Григория Богослова, Святителя Христова Иоанна Златоустого и Святого Апостола Андрея Первозванного. Для сей иконы в 1847 году усердием прихожан сооружена серебряная шата и устроен большой неподвижный кивот. На ней есть следующая надпись: «Сии части Святых мощей даны мне, Василию Рудецкому, в благословение от Игумена Святогорского Сильвестра Кияновского и мною ж грешным принесены в сей храм Святого Архистратига Михаила 1767 года июня 24 дня». Старожилые говорят, что это благословение Рудецкий заслужил частым и долговременным, по своему живописному искусству, безмездным трудом в Святогорском Монастыре.
В 1783 году вместо ветхого и непоместительного построен новый храм во имя Архистратига Михаила. Заботливость о сооружении сего храма имели приходские священники Максим Малинский и Алексей Соколовский, а из прихожан Яков Бутовский, Иван Богомол и Василий Малик. Иконостас поставлен был из прежней церкви, писанный Рудецким. В 1835 году, когда слобода Малинова уже перестроена была, храм, в силу того же плана, перестроен от казны на настоящем месте. Иконостас поставлен был из упразднённой города Чугуева Христорождественской церкви, а иконостас, писанный Рудецким, взят был на разработку для прочих церквей военного поселения.
Отставный унтер-офицер Иван Шульга, тогда как не мог жертвовать многого в пользу храма из своего бедного имущества, усердно споспешествовал к благолепию храма, ежедневно приглашая к подаянию на украшение оного прочих прихожан, и на собранные, таким образом, деньги в продолжение двух лет, 917 рублей серебром возобновлён иконостас и украшен храм.
В нынешнем храме хранятся замечательные книги: а) евхологион, изданный во Львове 1695 года; б) евангелие, Московской печати 1701 года; в) пентикостарион, Московской печати 1707 года с надписью: «сию книгу, Триодь Цветную, Малиновский Ктитор Михайло Старусев с товарищами отменили ко храму Архистратига Михаила и отдали Иерею Николаю; был при том Атаман Кущнур; деялось року 1718».
В просьбе Малиновских казаков 1704 года уже видно положение Малиновских Черкасов старых времён: «Живут, говорят они о себе, на Нагайской стороне, на броду на Татарских перелазах», то есть в таком месте, где каждый день надлежало бояться и за имущество и за жизнь. В Чугуевском архиве сохранилось несколько сведений о бедствиях Малиновцев.
В 1673 году Чугуевский Воевода доносил царю. Что в августе того года татары были, между прочим, под слободою Малиновкою и воевода ничего не мог сделать в защиту малиновцев от татар.[1]
В грамоте от 22 мая 1684 года Царь писал в Чугуев:
«Били нам челом Малиновской слободы Атаман Михайло Налучной с товарищами: в прошлых годах дано им в Чугуевском уезде на Татарской стороне реки Гнилица да реки Гнилушка для рыбных ловель и около тех речек сенные покосы и всякие угодья с верховья и до устья. И в прошлом де 186 (1678) году Татарове ту их слободу Малиновку разорили и их с жёнами и детьми в полон поймали. А ныне той слободы из полону вышло 40 человек. И в прошлом 188 (1680) году, как был в Чугуеве Воеводою генерал Григорий Иванович Косагов, и тех их рыбных ловель и сенных покосов той их слободы Малиновки половину отдал без них, Малиновцев, как они были в полону, Змиевского уезда с. Мохначеву жителем до нашего, Великого Государя, указу. А те дачи их к Малиновской слободе и в книгах в Чугуеве в Приказной избе записаны и про те их дачи выдают в Чугуеве всем городом». Царь предписывает разобрать дело и о последствиях донести ему.
В просьбе 1704 года малиновцы пишут: «той Илия в приход воинских людей Татар убить, а село было всё вызжено». В каком году это было, прямо не сказано: но видно, что это было недавно, то есть после 1678 года.
Ещё в памяти всех дела Божьего суда и милости нового времени. а) Саранча 1 августа 1824 года прилетала в край в таком множестве, что в полёте своём закрывала свет дневной и, сев на деревьях, обломала ветви толстых дерев; хлеба же в приходе Малиновском не истребила. б) В 1830 и 1831 годах смертности от холеры в сем приходе не было. Пожаров от поджигательств, каковых в соседних местах в 1845 и 1848 годах было много, в приходе сем также не было. в) В 1847 году 11 июня падал град разной величины и в большом количестве, между ним был величиною в куриное яйцо и более. Нивы с молодыми порослями хлеба были градом выбиты и в стадах много выбито скота. С 14 августа появилась холера и продолжалась до 1 октября, а умерло от неё 57 человек обоего пола; в 1848 году в полтора месяца от холеры умерло 108 человек; сверх сего была страшная засуха, неурожай хлеба, падёж скота, мор пчелы и чрезвычайный недостаток огородных овощей; в 1849 году свирепствовавшая в окрестных местах болезнь цинга, хотя поражала многих в Малиновой, не препроводила никого во гроб.
Из священников, служивших в Малиновском храме, по усердию к храму и по заботливости о прихожанах, прихожане имеют в благоговейной памяти Максима Малинского, Алексея Соколовского и Протоиерея Петра Протопопова, а из прихожан – Василия Рудецкого.
В помянутом указе 1704 года поименовано 130 казаков Малиновских хозяев. После того было: в 1730 году 440 муж., 500 жен.; в 1750 году 468 муж., 500 жен.; в 1770 году 516 муж., 540 жен.; в 1790 году 538 муж., 568 жен.; в 1810 году 467 муж., 525 жен.; в 1830 году 1338 муж., 1271 жен.; в 1850 году 1536 муж., 1442 жен. душ.
Раскольников ныне 1 душ муж., 1 жен. В 1819 году было 5 душ муж., 8 жен.
[1] Смотри о Печенегах.