1831 год. Об остатках древних зданий по Слободско-Украинской губернии
На всем пространстве Слободско-Украинской губернии встречавшей довольно памятников и некоторые из них принадлежать конечно к глубокой древности. Они состоять в насыпных курганах разных видов и в таки называемыми городищах. Из тех и другими есть такие, кои, по несомнительным естественными признакам старее Римской Империи и может быть даже Иродотовых времен. Любопытно было бы разрыть, хотя рвами, по разными направлениям, замечательнейшие из насыпей, а особливо городищ, каково, например, находящееся в Валковском уезде, под сим именем. Без сомнения, сделаны бы были неожидаемые открытия к пояснению Истории первобытных народов, родоначальников Славянских. Они занимали точно сии места до распространения и переселения своего далее к Северу, Северо-западу и Юго-западу, между тем как Провидению угодно было, чтобы до позднейших веков образованные племена никогда не жили в сей полосе России.
Кроме сих курганов и городищ, в Змиевском уезде находятся крепостцы Ефремовская, Михайловская, Алексеевская и Слободская, построенные для отражения бывавших в прежние времена Татарских набегов.
В Изюмском уезде, во владении действительного тайного советника Энгельгардта, есть древний Святогорский Успенский монастырь (ныне приходская церковь) с пещерою, до сего времени довольно сохранившейся от разрушения. Он расположен от города Изюма в 35, а от впадения реки Оскола в Северный Донец в 12 верстах, по правой стороне сей реки, у подошвы крутой, поросшей лесом горы, подле другой меловой, высокой, отвесно стоящей горы, в коей высечены небольшая церковь и калии с подземельною, завалившеюся другою церковью, похожею на погреб. Все сие действительно должно считать древностью и основанье сего монастыря или обитанье на том месте иноков и отшельников без всякого сомнения отнесши к первым векам Христианства в России.
Изыскательные читатели, конечно, потребуют на то ясных доказательств, основанных на исторических фактах, а не на одних слухах, рассказах и догадках. И весьма было бы приятно видеть истину, проницающую вековой мрак древности, но, это весьма трудно! В нашествия Батыевы истреблены все памятники нашего великого Отечества, а предки наши, в последствии времени, кажется, не думали, о сохранении малых, уцелевших останков, заботясь более о личных выгодах, и, по неведению, сами довершали начатое варварами, ни во что, ставя древности, ныне столько уважаемые просвещением и любовию к Отечеству. Были, однако ж и между ими достойные мужи во всякое время: не имея ни нынешних способов к образованию себя, ни Истории Отечественной, но горя любовью к славе родины и к старине, они передавали один другому свои сведения и видеть пламенные чувства, и тем сохраняли в памяти драгоценное воспоминание о предках своих.
Многие старики Изюмского уезда помнят еще в полном блеске Святогорский монастырь при его архимандрите, когда отовсюду стекались усердные христиане; а особенно набожные Донцы, с богатыми дарами и теплою верою к образу Святителя Николая, в пещерной церкви явившемуся.
Без всякого сомнения можно полагать, что сия страна по Донцу была населена до времен Владимира Великого, а до нашествия Батыя находилась в цветущем состоянии. Хотя до учреждения Изюмского казачьего полка, в царствование Алексея Михайловича, места сии представлялись пустынями; но Святогорский монастырь всегда обитаем был верными христианами, иноками и отшельниками. Их щадили и самые варвары, а они умели скрываться в лесах и подземельях. История представляет нам мало сведений о сем крае и сомневается, чтобы знаменитый город Саркел, или Белая-вежа, находился на реке Северном Донце а определяет оный на реке Дон, для того только, что считает сию последнюю способнейшею к судоходству. Но это напрасно: не должно судить о тогдашнем состоянии рек по нынешней их глубине. Если взять во внимание, что все реки и самые моря обмелели, то Донец лишившийся лучшего своего украшения и защиты, — лесов, и потому занесенный песком, несколько веков тому назад был точно судоходен. Тогда торговали не хлебом и не пенькой, но звериными кожами; зверей, как-то: выдр, куниц, волков, лисиц, медведей и пр. было там множество; последние водились еще за десять лет пред сим, а дикая козы, куницы и др. и теперь еще ведутся. При том же предки наши не умели делать грузных барок, но довольствовались легкими ладьями. Донец даже и в прошлом столетии был еще судоходен: старожилы помнят на берегу оного брошенные без употребления барки, а два якоря и ныне хранятся в городе Изюме. И так здешняя страна, вмещавшая все выгоды к жизненным потребностям и торговле: плодоносную почву, тучные пажити, леса , наполненные зверями, соляные озера, и прелестные виды по Северному Донцу, умеренный климат, близость престольного Киева: — страна сия, составлявшая промежуток между столицею пространнейшего государства, Азовским морем и Фанагориею, бывшею Удельным Российским княжеством под именем Тмутаракани: конечно была обитаема более, нежели как История нам представляет, и находилась в цветущем состоянии. Почему должно полагать, что и монастырь Святогорский, хотя не в нынешнем виде, но уже существовал при первых Владимировых потомках, княживших в Киеве, и гораздо прежде нашествия Батыева.
Пещера, как бы самою природою ископанная в крепком, меловом грунте, укрепленная кремнистыми слоями, идущая снизу от реки Донца вверх и выходящая разными излучинами на меловую же, с одной стороны примыкающую к горе а с другой от реки отвесную скалу, в которой высечены церковь и калии: показывает ясно, что она ископана в древности, по владычествовавшему тогда между иноками духу, жить отдельно от прочей братии, в совершенном безмолвии, подобно Киевским затворникам. Ископание такой пещеры, требуя много трудов и времени, не могло быть во время пребывания здесь Батыевых полчищ, но служило убежищем от жестокости варваров.
В Истории государства Российского (т. VIII стр. 240) говорится, что, в 1555 г. государь царь Иоанн Васильевич послал воеводу Шереметева из Белева, Муравскою дорогою, с войском в Мамаевы луга к Перекопи, чтобы отогнать стада Хана Девлет-Гирея готовившегося воевать землю Пятигорских Черкесов; но когда Хан Крымский от Изюмского кургана своротил влево и вдруг устремился к пределам Российским, то Шереметев, находившейся близ Святых гор и Донца, открыв сие движение неприятеля, уведомил о том государя и пошел в след за Ханом. Из сего явствует, что монастырь тогда существовал: ибо в 443 примечании того же тома Истории сказано, что прибежавший из Святых гор сторож известил Шереметева о вышесказанном. В том же, что горы названы Святыми по монастырю и жительству иноков, а не в последствии монастырь по горам, нет никакого сомнения.
Если в древности сей скит не назывался еще монастырем, но после, с умножением братии, приняла, сие название, то все-таки из вышесказанного явствует, что здесь, и в самое нашествие Батыя, во время самого опустошения сей цветущей страны варварскими полчищами, и потом в диком состоянии оной (История Государства Российского Т. XI. стр. 98, где говорится о построении Цареборисовской крепости в 1600 г. при Борисе Годунове) до самого населения слободами Изюмского казачьего полка, — всегда обитали российские христиане, стекавшиеся туда по святости места. Они жили в пещере, в келиях, в скале ископанных, как в неприступных местах, имели своих священников и церковное служение. А что все сии свидетельства относятся точно к сему а не иному Святогорском монастырю, то подтверждают: 1) Изюмский Курган, который не ест холм горы, именуемой ныне Кремянцем, у самого города Изюма лежащий; но есть и теперь видная могила, на вершине речки Изюмца, в двух верстах от села Бугаевки, настоящее Изюмцем именующегося, владения Г. Донец-Захаржевского, коего предок был основателем!» населения сего края, и 2) проходящая у сего кургана, Муровская дорога ^ до сего времени у чумаков под сим пазваш- ем известная, идущая даже до Тулы.
Со времени населения здешних мест слободами Изюмского казачьего полка, владения каждого начали уже ограждаться видимыми урочищами, и на оные выдавались грамоты и Универсалы. В сие время и Святогорский монастырь получил грамоту от царя Алексея Михайловича.
Слободско-Украинский гражданский губернатор, для пояснения истории сего монастыря, просил сведений об основании оного, от Киевского митрополита Евгения и Преосвященных Курского и Харьковского, так как Святогорский монастырь состоял в ведомстве Митрополии Киевской и епархии Курской, а ныне принадлежит к епархии Харьковской. Сии духовные особы отозвались: митрополит Евгений, что в Киевской Дикастерии о Святогорском монастырь никаких сведений нет, а епископы Курский и Харьковский, что о времени основания монастыря сведений не отыскано, а найдено только, что соборная в монастыре церковь, во имя Успения Пресвятой Богородицы, сооружена в 1698 г.; что монастырь сей сначала управляем быль строителями, потом игуменами и архимандритами, и наконец опять строителями. Из оных известны (См. Росс. иерархию, напеч. 1815 г.) в 1624 г. игумен Симеон, в 1664 г. строитель Кирилл и в 1680 г. архимандрит Иоль, взятый татарами в плен.