Алчевские
А. Парамонов
Алчевские и википедия
В 2004 году в честь юбилея Харькова город Алчевск подарил нам бюст Алексея Кирилловича Алчевского. Его установили по улице Совнаркомовской, смотрящим на здание, которое построил промышленник и меценат для женской воскресной школы. Бюст так себе, к тому же на Алексея Кирилловича он вовсе не похож. Как впрочем, не похожа и биография А. К. Алчевского, размещенная в википедии. Наш главный википедист – Сергей Петров, вряд ли сможет написать что-либо об Алчевском такого, что выходит за рамки публикаций краеведов и историков. Не многословны и сумские краеведы, они об Алчевских знают столько же, сколько и википедисты, может чуточку больше, ведь Алчевские родом из Сум.
Особенно удивляться не приходится, собственно википедия это же наполнение свободных от исторических изысканий людей. В моем окружении ни одного профессионального историка, или архивиста, который бы нашел время для исправления и дополнения текстов википедии – нет. Ведь очевидно, что лучше написать новую статью, чем начать править бредятину. И не факт, что после этого обиженный википедист не исправит трезвый взгляд на свою эмоциональную писанину.
В случае с родом Алчевских вообще получается какая-то обидная недомолвка. Прибыли из Сум в Харьков, раз и стали меценатами, богачами, банкирами и промышленниками. А википедисты намекают, из рода мелких купцов и только заслуги Алексея Кирилловича Алчевского вывели род в богатое купечество.
На самом деле все поколения Алчевских зарабатывали и трудились с самого своего появления в 1660-е годы в Сумском слободском казачьем полку. Они не раз объявляли капитал и лишались всего, начиная бизнес практически с нуля. Фёдор Афанасьевич Алчевский из купеческого звания перешел в 1795 году в мещанское звание, и из трех сыновей, только младший Кирилл смог вернуть его неустанным трудом. Будучи церковным старостой Покровской церкви в Сумах, он пожертвовал 13461 руб. на украшение Покровского храма, а потом еще 17558 руб. на окончание строительства в 1839 году. Был представлен к награде серебряной медалью, но… получил лишь Благоволение Священного Синода. Оказалось, что так поступают многие купцы и дворяне Российской империи.
Но чуть позднее выяснилось как поступают Алчевские, как люди, прихожане и истинно православные. 23 августа 1839 года в Сумах был большой пожар, сгорело более 300 дворов, Покровская церковь обгорела. Алчевские лишились всего: дома, имущества, лавки, но забыв про свое собственное благополучие Кирилл Фёдорович починил фронтоны, покрыл крышу храма железом, заново оштукатурил внутри и снаружи, сделал пол, печи, новый иконостас и к 1859 году полностью восстановил благолепие храма, истратив собственных денег 5206 руб. серебром.
В Харьков Алчевские прибыли не просто так, в Сумах им было тесно со своей чайной торговлей, да и покупателей было значительно меньше. А в те времена в Харькове были только заезжие купцы с чайной торговлей, своих – слобожан не было. Вот и развернули они чайное дело в Харькове. Сами за чаем ездили в Китай, своя упаковка и названия чаев, большой склад и обширный магазин и к 1880-м годам существенно потеснили московских купцов чайной торговлей.
Да мало ли ещё что можно рассказать про Алчевских в Харькове и Сумах, но википедисты не торопятся. В архивах они редкие гости, как и Сережа Петров, на что он по обыкновению профессиональных псевдоисториков скажет, что это не его тема или не его период.